Концепция У-СИН
У Вэйсинь
"Носители информации. Диагностика и лечение в китайской медицине"
В соответствии с древней китайской философией энергия инь-ян, создала пять первоэлементов Земли (металл, дерево, вода , огонь, земля). Эти элементы, порожденные воздухом (ци), в древневосточных представлениях отождествляют движение, развитие, рост и являются структурными единицами живой и неживой природы.
Динамика взаимодействия пяти первоэлементов Земли и пяти соответствующих им органов человека была представлена древневосточными учеными в законах У-СИН. Эти законы отображают сущность явлений в отношениях между человеком и природой.
Концепция У-СИН отражает тесную цикличную взаимосвязь между пятью первоэлементами.
Эту цикличность можно наблюдать в яв/strongлениях природы: лето, осень, зима, весна; утро, день, вечер, ночь, а также всего живого: бодрствование и сон, вдох и выход, цветение и увядание и т.п.
В У-Син входит понятие пяти первооснов, которые являются главными источниками информации, эмоций, звуков, превращений и т.д. На основании этого создана классификация первоэлементов.
Классификация пяти первоэлементов и соответствующих им первооснов.
Пять первоэлементов Земли
Первоосновы |
Дерево |
Огонь |
Земля |
Металл |
Вода |
5 сезонов природы |
весна |
лето |
конец лета |
осень |
зима |
5 превращений |
рождение |
рост |
развитие |
накопление |
хранение |
5 отверстий «окон» |
глаза |
язык |
рот |
нос |
уши |
5 структур тела |
связки |
сосуды |
плоть(мышцы) |
кожа и волосы |
кости |
5 эмоций |
гнев |
радость |
задумчивость |
грусть |
страх |
5 цветов |
зеленый |
красный |
желтый |
белый |
черный |
5 вкусовых ощущений |
кислый |
горький |
сладкий |
острый |
соленый |
5 сторон света |
восток |
юг |
середина(центр) |
запад |
север |
5 явлений природы |
ветер |
жар |
влажность |
сухость |
холод |
5 планет |
Юпитер |
Марс |
Сатурн |
Венера |
Меркурий |
5 выделений |
слезы |
пот |
слюна |
выделение из носа |
моча |
5 звучаний |
цзюе |
вэй |
пуань |
шань |
юе |
5 органов Инь |
печень |
сердце |
селезенка |
легкие |
почки |
5 органов Ян |
желчный пузырь |
тонкая кишка |
желудок |
толстая кишка |
мочевой пузырь |
Благодаря концепции У-Син древневосточные врачи доказали, что к пониманию микрокосмоса (человека с его сущностью) нужно подходить целостно и непрерывно от микрокосмоса (т.е. всей окружающей природы). Влияние макрокосмоса и микрокосмоса друг на друга неоспоримо. Человек получает питание, воздух их окружающей среды, поэтому от того, насколько сбалансировано его существование, зависит его здоровье.
В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение Инь и Ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу У-Син, находят в ней дисбаланс Инь и Ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы.
Составной частью энергии инь-Ян, является духовная энергия человека, которая хранится в пяти органах и имеет различные наименования в соответствии с локализацией:
- в сердце - интеллектуальная энергия;
- в легких - жизненный эфир;
- в печени - духовная энергия, жизненный эфир;
- в селезенке - мысль;
- в почках - воля.
Поддерживать в гармонии духовную энергию необходимо, руководствуясь четырьмя сезонными энергиями - весны, лета, осени, зимы.
Энергия Весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым, очищение. Ей свойственны, умеренность и мягкость. Этому сезону соответствует Ян.
Энергия Лета, как и энергия конца лета, - это красота, сила, мощь. Дайте возможность проявиться этим параметрам, так как они соответствуют энергии Ян, которая должна нормально циркулировать в летний период - стремиться к выходу наружу. Лето - это Ян.
Энергия Осени - это состояние внутренней наполненности, что является результатом покоя и уверенности. Необходимо стремиться к самоуглубленности. Осень - это Инь.
Энергия Зимы, требует сохранения духовной энергии посредством сбережения тела. Все, что накоплено в предыдущие сезоны, необходимо использовать аккуратно и не расточительно, чтобы оставить силы для весеннего сезона. Зима - это Инь.
Каждая сезонная энергия соответствует одному из пяти первоэлементов; они, в свою очередь, связаны с органами, поэтому сезонные энергии благоприятно воздействуют на органы:
На печень - энергия весны;
На сердце - энергия лета;
На селезенку - энергия конца лета;
На легкие - энергия осени;
На почки - энергия зимы.
В результате совокупность воздействий оказывает положительный эффект на духовную энергию.
Таким образом, можно определить в какое время года необходимо заниматься лечением того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и т.д. и т.п.
Необходимо поддерживать в гармонии духовную энергию. Древнекитайские источники мудрости гласят: "Поступать так - значит жить в соответствии с законами Дао;
Поступать так - значит предупреждать заболевания".
Одним из принципов лечения древней восточной медицины, кроме концепций инь-ян, у-син и др., является правило БУ-СЕ.
Оно означает прибавить - отнять
(синонимы "бу": восполнить,возбудить, тонизировать; синонимы "се": выпустить, тормозить, седатировать, рассеять).
Исходя из принципа "лечение должно идти от противного" при ян-синдроме (полнота)следует воздействовать успокаивающе, при инь-синдроме необходимо возбуждать. В современной литературе эти два рода действия обозначаются терминами "возбуждение" и "торможение".
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ И ИХ ФУНКЦИИ
В Восточной медицине понятие "орган" сильно отличается от западного представления и включает, кроме самого анатомического органа, его функции. В свою очередь, эти функции, в отличие от традиционной европейской медицины, значительно расширены.
Все органы в восточной медицине делятся на 5 иньских и 5 янских, что уравновешивает внешние и внутренние связи организма, а также делятся на плотные (цзан) и полые (фу).
К инь-органам (плотным - цзан) относятся печень, сердце, селезенка, легкие, почки;
к ян-органам (полым - фу) - желчный пузырь, тонкая кишка, толстая кишка, желудок, мочевой пузырь. Все они помимо анатомического представительства (как и в западной медицине), имеют свои специфические, физиологические и соответствующие каждому органу психические функции (согласно учению цзан-фу).
Пять плотных органов
Сердце. Включает в себя анатомический орган сердце, управляет кровью и сосудами, потовыделением, а так же сознанием, мыслями, активностью мышления, регулирует жизненные силы ци. "Окном" сердца является язык, "зеркалом" - лицо.
Когда функция сердца нормальная, то человек пребывает в ясном сознании, обладает быстротой мышления и крепостью духа. В органе "Сердце" выделяется перикард - сердечная сумка. В его функции входит защита сердца от угрозы извне, а также кровообращение. Большинство изменений сердца проявляется в перикарде; например, при проникновении в него жара возникает смятение духа. С органом "сердце" связан канал малый инь сердца, проходящий по рукам; с ним тесно взаимодействует янский канал тонкой кишки на руках. Его полый орган (фу) является подчиненным сердца.
Легкие. В это понятие входят сами легкие, дыхательные пути, кожа нос, волосяной покров. Орган "легкие" управляет циркуляцией жизненных сил и жидкостей ("соков тела") в организме, контролирует дыхание. "окном" легких является нос, а "зеркалом" волосяной покров.
При нарушении функций легких возникают изменения кожи (сухость, зуд), появляется кашель, одышка, а также нарушение мочеиспускания, отеки. С легкими сопряжен янский канал толстой кишки (фу).
Селезенка. Она является второй "матерью" для организма человека (первая "мать" - почка) и состоит из анатомического органа селезенка, мышц, жировой ткани и присущих ей функций: управление транспортом питательных веществ, их переработкой и распределением (контроль питания); контроль состояния крови и управление мышцами. Селезенка производит кровь, а достаточность ее жизненных сил предохраняет от кровотечений; она согревает 5 органов - хранилищ цзан, хранит сознание, определяет конструкцию человека и ого физические силы.
При нарушении функций селезенки возникают гематомы, обильные менструации, мышцы теряют упругость и быстро "устают", происходят изменения вкуса и аппетита, трескаются губы, ослабляется память и иммунитет. Селезенка связана с желудком (ян-органом).
Печень. В нее входят анатомический орган печень, расположенные на ее уровне обе боковые стороны туловища, а также присущие ей функции: распределение ци каждому органу по порядку (фильтрация и транспортировка, выведение различных веществ), хранение и распределение крови, регулирует выделение желчи. Она ведает связочным аппаратом (сухожилия, фасции), контролирует нервную систему, зрение и цветовосприятие. "окно" печени - глаза, а "зеркало" - ногти. Нарушение функций печени приводит к изменениям психики, пищеварения, менструального цикла. Это может привести к депрессии, подавленности, печали, раздражительности, гневу, легкой возбудимости, бессоннице, головокружению, изменению свертываемости крови, нарушению зрения, судорогам мышц. Печень связана с желчным пузырем (ян-органом).
Почки. Под ними восточная медицина понимает анатомический орган почки, уши, волосы, кости, мочеполовую систему, поясницу, а также присущие им функции: накопление субстанции цзин, обеспечение детородной способности, управление циркуляцией жидкостей, образование крови, усваивание входящих в организм жизненных сил ци, развитие костного мозга и всей мозговой ткани, управление состоянием костей и волос, контроль слуха. В правой почке располагается сексуальная энергия (у мужчин - способность к зачатию и удержанию плаценты), а так же источник жизненных сил, в левой - наследственная энергия. Все гинекологические заболевания связаны с левой почкой. "Окно" почек - уши, "зеркало" - волосы. С почками связана воля человека (духовная активность). При нарушении функций почек возникают усталость, боли в пояснице, шум в ушах, головокружение, отеки, бессонница, снижение памяти, замедленное мышление, выпадение зубов и волос. Почки связаны с мочевым пузырем (ян-органом).
Пять полых органов.
Желчный пузырь. В это понятие входит желчный пузырь, который накапливает желчь, способствующую пищеварению, управляет психикой. При нарушении его функций появляются желтизна склер глаз и кожных покровов, горький вкус во рту, рвота, страх, бессонница.
Желудок. Включает в себя анатомически сам желудок и присущие ему функции - прием и переваривание пищи, частичное всасывание. При нарушении этих функций возникают тошнота, рвота, потеря аппетита и т.п.
Тонкая кишка. Состоит из тонкой кишки и присущих ей функций разделение "чистых" и "замутненных" жидкостей ("чистая" часть направляется в селезенку, а "мутная" - в толстую кишку), а также отвод от сердца ненужных патологических веществ. При нарушении этих функций могут возникнуть патологические изменения пищеварения, уменьшиться количество мочи (потеря воды).
Толстая кишка. В это понятие входят толстая кишка и его функции: всасывание воды, формирование и продвижение кала и выведение его наружу. При нарушении функций возникают понос или запор.
Мочевой пузырь. Включает в себя сам мочевой пузырь и его функции - накопление жидкости и выведение мочи. При нарушении может возникнуть недостаток выведения мочи или теряется контроль за ее выделением.
К полым органам восточная медицина относит и три обогревателя. Анатомического представителя этот орган не имеет, но функциональная роль его велика. Верхний обогреватель включает в себя легкие и сердце, ведает, дыханием и кровеносными сосудами, осуществляет контроль за порами кожи; средний включает селезенку и желудок, контролирует переваривание пищи. В нижний входят почки, печень, тонкая кишка, толстая кишка и мочевой пузырь, он осуществляет фильтрацию, выводит из организма избыток воды и ненужные вещества.
Таким образом, три обогревателя объединяют и согласовываютт работу пяти плотных и пяти полых органов. Взаимодействуя и влияя друг на друга, они образуют единый организм и осуществляют гомеостаз (постоянство внутренней среды). Знание их тесной взаимосвязи между собой позволяет врачу распознать заболевание, его течение, назначить лечение, осуществить профилактику болезней.
Классификация синдромов заболеваний
Причиной болезни могут стать факторы жара и холода, ветра, огня, сырости и сухости, а также неправильное питание и отдых, загрязнение окружающей среды, чрезмерные физические и психические нагрузки, травмы и неразумный образ жизни.
Все заболевания определяются по восьми категориям, объединенным восточной медициной в пары:
"наружно - внутреннее" относится к оценке глубины и тяжести заболевания;
"холод - жар" - к природе болезни;
"пустота - полнота" характеризует противоборство внешних, вредоносных факторов и защитных сил организма;
"инь - ян" определяет категорию болезни.
Лечение строится на правильном питании и образе жизни, массаже, прижигании и иглоукалывании, а также на приеме препаратов, изготовленных на основе растений, минералов и животных продуктов.
Синдромы жара и холода возникают при нарушении равновесия инь и ян:
- синдром жара характеризуется следующими симптомами: жажда, приступы лихорадочного состояния, беспокойство, гиперемия лица, непродолжительное мочеиспускание, затрудненная дефекация, пересохший язык, быстрый пульс;
- синдром холода: отсутствие жажды или незначительная потребность в воде (чаще горячей), охлаждение конечностей, зябкость, обильное мочеиспускание, прозрачная моча, понос, белый со слизистым налетом язык, глубокий, медленный пульс.
Синдромы пустоты и полноты служат для выражения соотношения силы внешнего болезнетворного фактора и защитной энергии организма. Термин "пустота" свидетельствует о слабости этой энергии; "полнота" - об активном сопротивлении организма, о переизбытке энергии:
- синдром пустоты: повышенная утомляемость, слабость, тихая речь, короткое поверхностное дыхание, обильное потоотделение, влажная кожа, беспокойство, слабый пульс;
- синдром полноты: обильная мокрота, жар, возможно потоотделение, жажда, обильное потребление воды, вздутый, твердый живот, шумное дыхание, запоры.
Синдром полноты появляется в начале развития болезни, у людей с крепким здоровьем при длительном течении болезни появляется синдром пустоты.
Обзор основных представлений и понятий древней восточной медицины дает достаточную информацию для освоения метода диагностики, главной задачей, которой является попытка привести в соответствие древневосточные и европейские принципы диагностики.
|